Давно в эту темку никто не заходил...сезон заканчивается, однако, еще не вечер, и вполне можно запрыгнуть на подножку уезжающего трамвая и что-нибудь этакое посмотреть ...
Хочу поделиться...приятными впечатлениями. Была недавно в МХТ им. Чехова, что в Камергерском переулке.
"Кармен. Этюды" на Новой сцене в постановке Аллы Сигаловой ( той самой, что судит Танцы со звездами на ОРТ). Этюды эти были какими-то неуловимыми с тех самых пор, как мы захотели их посмотреть ( еще с прошлого сезона). Не скажу, что гонялась за ними, но, когда бы я не оказывалась у касс театра, все билеты были проданы. Ну это и не удивительно, на Новой сцене всего 6 рядов, желающих посмотреть больше, чем возможность зрительного зала... Свободных мест не было, среди зрителей были и узнаваемые актеры самого МХТ.
Этюдам 2 года, изначально это был дипломный спектакль выпускников Школы-студии МХАТ, но затем его включили в репертуар театра. Кармен обласкана наградами - Гран-при XXVI Международного студенческого фестиваля ВГИК (2006 г.), а в этом году в рамках Золотой маски специальную премию жюри музыкального театра присудило Алле Сигаловой (зав. кафедрой пластического воспитания артиста Школы-студии)за плодотворный синтез хореографии и драмы в спектакле "Кармен. Этюды."
Эта присказка не сказка - сказка будет впереди .
НАзывается это действо хореографическая миниатюра по мотивам новеллы П. Мериме "Кармен". На 5 девушек- Кармен приходится 10 парней-соперников, за каждую из них борются по 2 претендента. Сцена пустая, цвет как таковой отсутствует, стены, пол, одежда на актерах - все черное, на девчонках короткие платьица, на ребятах футболки и джинсы, поэтому невольно начинаешь различать оттенки кожи актеров на сцене: девушки явно не пренебрегали солярием, а юноши решили, что и так сойдет.
...
Из реквизита - стол и такие же скамьи, они то стоят вертикально, в полный рост актеров, то горизонтально и используются по прямому назначению. Очень понравилась сцена, когда все уселись вокруг квадратного стола, на него вспорхнула босоногая Кармен (одна из пяти, а вообще весь спектакль девчонки танцевали на каблуках) и под задорные крики и хлопанья руками по скамьям стала падать, как подкошенная, спиной назад на руки подхватывающих ее парней
...конечно, вспомнились такие же падения в РАМТовском "Идиоте", но уже с лестницы, а впрочем,говорят, это этюдное упражнение всех студентов в театральном, и сразу вспоминается, что мы не просто на Кармен, а на Этюдах. Сигалова, мне кажется, это намеренно подчеркивает и опять же ИМХО намеренно уходит от визуальных ассоциаций с классическим представлением о Кармен: сочетание красного и черного, знойные черноволосые красотки и смуглые мачо...не было ничего этого , по мне , так нет там ни одного харизматичного мужчины
, а девушки почти все светловолосы...однако, это совсем не мешало.
Вот, казалось бы, яблоки, как символ искушения и соблазна, которые появляются в начале спектакля в руках ( и в зубах!) у девушек и в конце рассыпаются по сцене, должны быть красными, но нет - они зеленые, герои еще слишком молоды и зелены... Смущали поначалу одинаковые ухмылки-усмешки на лицах у Карменш, причем не страстные, а, как мне виделось, похотливые...а c лиц ребят, особенно тех, что были ближе к зрителям,поначалу вообще не сходила улыбка, какая бывает, когда артист "раскалывается", зрители сидели очень близко, среди них, видимо, было много знакомых, вот мне и казалось, что они друг с другом перемигиваются...
Впрочем, это так, мелочи, ерунда...с первых минут все закрутилось, завертелось под столь знакомую музыку Жоржа Бизе, она, эта музыка, задавала тон, сглаживала шероховатости и неточности, держала в напряжении и не давала расслабиться...
Мальчишки наскакивали грудью друг на друга, отстаивая свое право быть с Кармен, ну чисто как петухи..а впрочем, это был бой наверное любых самцов между собой за свою самку, за право быть с ней, обладать ею...а как страстно они буквально рвали на части на вытянутых руках - вперед-назад -своих избранниц...сильные руки, видно, у девушек, выдержали...
Среди коллективных танцев был и солирующий треугольник - ОН-ОНА-ОН - им больше всех досталось и страсти, и танцев, и времени на сцене. С каждым из претендентов Кармен играет, дразнит, с каждым танцует свой танец любви, тот, что был более символичен, изображая высшую точку страсти, мне понравился больше - мне кажется сложнее показать пик, вершину любовного соединения и противостояния, не касаясь интимных частей тела, но так, что все очевидно...
В конце спектакля, когда кажется, что Кармен (главная, солирующая) погибла от руки одного из своих соискателей, режиссер вдруг вновь напоминает нам, что это всего лишь этюды, учеба...появляется стакан с водой, полуживую героиню отпаивают ею и...мир, дружба, жвачка...звучит другая мелодия (не Бизе, а более современная), наши танцоры вспоминают, что они сегодняшние ребята, осваивающие пластику и актерское мастерство,занятия окончились, и можно просто покружить своих подружек под музыку, можно погрызть яблоки, а можно и покидаться ими...все живы, здоровы, молоды...жизнь продолжается...с последними аккордами музыки все словно выдохнули и, стремительно раскланявшись, убежали со сцены.
В общем, этюдно, Карменно, задорно и молодо...всем спасибо, было очень здорово...
А вот здесь, если интересно, можно посмотреть некотрые кадры со спектакля:
http://www.mxat.ru/performance/karmen/
Ни фига себе, я накатала...