Девчат, тоже над многими вещами задумалась после просмотра, возможно у кого то совсем другое восприятие картины, но поделюсь тем, что увидела я.
Начну с того, что фильм понравился, заставил задуматься. Почему достаточно жесткая героиня, вызывает симпатию, а поступок героя воспринимается очень неоднозначно?
Ирина, замечательный тренер, сильный, сложный человек, для которого вся жизнь это работа. Не жизнь – это лед, а лед – это сама жизнь. Много лет назад, она отдала себя фигурному катанию, но великой фигуристкой так и не стала. Стала одним из лучших тренеров страны. Для нее важна победа, и поэтому, она требует от своих учеников полной самоотдачи, не считаясь с их желаниями и надеждами. Когда Ирина Владимировна узнает о беременности своей ученицы, она не сомневается в необходимости аборта. «Какой ребенок, когда впереди чемпионат России, Европы и Олимпиада?» Героиня проецирует на себя, сегодняшнюю ситуацию. Когда-то, много лет назад, молоденькая, подающая большие надежды Ирочка, тоже была в подобной ситуации, и тогда она, по настоянию мужа, родила ребенка, но потеряла карьеру. Сегодняшняя Ирина не понимает, да и не хочет понять, что ее ученица хочет родить. При всей жестокости требования, я понимаю героиню. Она мечтала о фигурном катании, мечтала о победах, уже тогда лед катка для нее, значил очень и очень многое. А неожиданная, и в общем то, не желательная беременность, поставила крест на ее мечтах. Сначала роды, потом маленький, часто болеющий ребенок и вот уже ее партнер (муж) танцует с другой партнершей, и уже другая пара рвется к победе, выигрывает «золото». Радость, счастье, восторг, победа… но не ее. Возможно, я тоже покажусь жестокой, но я принимаю ее фразу: «детей надо заводить вовремя», и еще добавлю: «и тогда, когда сама этого хочешь, и готова». В противном случае и правда, может получиться как у нашей героини, она вырастила дочь, но потеряла мечту, и в этой потере обвинила и мужа, и ребенка.
Когда-то у меня была собака, мы с мужем взяли ее еще щенком, маленькой крохой. Я вставала по ночам и грела ей молоко, варила каши, стругала салаты, малола фарш. Бегала с тряпкой, подтирала пол, и отшкрябывала все то, что присыхало за день, когда мы были на работе. Но все это я делала легко и с радостью. А через несколько лет, родные подкинули мне щенка - им очень хотелось завести собаку, но вот незадача, у них паркет, а ведь щенка еще надо приучить к улице, сразу то он не пойдет. Мой линолиум мыть легче. Забавный такой щенок, но… не мой, я его не хотела, и была совершенно не готова драить за ним полы. И те несколько месяцев, что он у меня рос, я, периодически злилась, психовала на себя, родных и на щенка в том числе. Возможно, кому-то покажется невозможным такое сравнение, но суть остается таже. Если ты сама, внутренне не готова иметь детей, то не заводи. Ведь страдать будешь не только ты, но и окружающие, и ребенок в том числе. Я задумалась, а как жила ее дочь все эти годы, как росла, взрослела? Конечно, она получала какую-то долю заботы, внимания, но ведь наверняка чувствовала и то, что ее не хотели, что она, мамина ошибка. Пытаясь пробиться к душе матери, со временем девочка теряла что-то в своей душе. Она недополучала того, что так необходимо каждому ребенку – любовь нежность. Кого здесь винить? Жизнь? Судьбу? Мне жаль девочку, но … она вышла замуж, у нее свой ребенок, наверное, есть муж и возможно, что все ею недополученное она возьмет в своей семье, и будет счастлива. А вот как Ирина? Ей глубоко за сорок, большая часть жизни уже прошла, какая радость была у нее? Золотые медали ее учеников? Это тот предел, что доступен ей сегодня. Поэтому, скажу откровенно, я радовалась, когда она взялась тренировать Бориса. Радовалась, когда она влюбилась. Злилась на сплетниц, за ее спиной. Да, ей за сорок, а ему нет и тридцати. Ну и что? Это их право. Они уже не дети. И если судьба подарила ей ту капельку человеческого, тепла, женского счастья, то кто мы такие, что бы ее осуждать?! Татьяна Догилева замечательно смогла предать зарождающееся чувство влюбленности своей героини. Сквозь властность характера стала проявляться нежность. Появилась улыбка. Как мягко она прикасается к лицу Бориса, подушечками пальцев обводя его овал. Осознавая , что он еще молод. Что в этот жест вкладывает актриса? Мне чудится женщина, которой она могла быть, мать, которой она не стала. Перед ней ученик, молодой мальчик, ее «ребенок», которого она «растит», но и мужчина. Хотелось бы сказать отдельное спасибо актрисе за эту сцену. Она во мне вызвала, какое то щемящее чувство нежности и радости за ее героиню. И откровенной радости, когда герои целуются в парке. Как прекрасна была эта женщина! ( И пусть эта сцена вызывала у самих актеров смех , и давалась им тяжело, но справились они с ней на отлично!)
Что касается Бориса. Молодой, талантливый, амбициозный спортсмен, приехавший покорять Москву. Мечтающий вырваться вперед. Но на сегодняшний день, все так же живущий на съемной квартире, потерявший своего тренера накануне чемпионата и прекрасно понимающий, что Ирина Владимировна, возможно, это его шанс, последняя возможность чего-то добиться в жизни. У него есть способности, талант, но возраст уже подбирается к критической для спортсмена отметке, у него нет времени «раскачиваться». И он цепляется за этот шанс. Приходит и просит Ирину, что бы она его тренировала, взяла в ученики. И когда та все же соглашается, пытается всеми способами доказать, что он этого достоин, что он может всего себя отдать работе. «Семь дней в неделю, 24 часа в сутки» это их общий девиз. Но еще, эта фраза очень многое раскрывает в характерах главных героев. Я поняла, что для меня эти два человека во многом очень похожи. Борис, очень напоминает саму Ирину, до начала тренировок с ним. Жесткость, стремление к победе, полная самоотдача на льду, упорство, все это присуще им обоим. Они оба мечтают о победе. Вот только для нее победа это чемпионат, а для него, возможность вырваться из съемной квартиры и уехать в Париж. Его мечта не олимпиада, олимпиада это только средство встать на другую ступень достатка. Он мечтает уехать из России, но прекрасно понимает, что и там, в Париже, нужны победители, неудачники не нужны никому.
Вчера при просмотре фильма, я задумалась: молодая девушка Ира, когда-то давно, уступив желанию мужа, родив ребенка, потеряла свою мечту, потеряла смысл своей жизни, озлобилась, и стала глубоко несчастной женщиной. Борис же, тоже идя за своей мечтой, переступает через своего тренера, как через очередную ступеньку, в достижении цели и в конечном итоге, теряет все. Два человека, две судьбы, но при встрече, одна «приобретает», а другой «теряет». Ирина .. когда то давно потерявшая чуткость к людям, к близким - «просыпается». И поэтому, жалея ее (когда Борис ее бросает), я все же радуюсь, у нее есть дочь, внучка, мужчина который любил ее всю жизнь. Ей сорок с лишним, но у нее еще есть время, понять и принять жизнь такой, какая она есть. Понять что для нее важнее, принять любовь родных для нее людей и подарить им свою. А вот что ждет Бориса? Мне кажется, что он будет повторять ее судьбу, и в конечном итоге, останется один. Для меня, гнусность его поступка не в том, что он бросает женщину. В конце концов, у них и правда нет будущего, в лучшем случае он подарил бы ей несколько лет, а потом все равно ушел. Грязь, в том, что он уходит сразу после победы, в тяжелый для нее момент, предает тренера, который сделал его победителем. И откровенно говоря, мне его жалко. В нем нет душевной чуткости. В чем то он, это копия самой Ирины, только до встречи с ним.
Спасибо Татьяне Догилевой, за ее героиню. Спасибо Петру Красилову, за хорошо выполненную роль. Сцена в аэропорту очень эмоциональна и сильна. Хорошо сыграно. Чувство гордости за героя, вызвала сцена, где Борис, отказывается от тренерства Ирины Владимировны, пытается доказать Ирине, что она его за человека не считает, не видит в нем спортсмена, не уважает. Хорошо сыграно. Единственное, что вызывает у меня сожаление, это то, что из фильма полностью убрана героиня матери Бориса. Она многое давала герою, ее наличие очень многое меняла в осмыслении поведения героя Петра Красилова, давала возможность актеру, сыграть более глубокого по характеру человека, более мнгогранного. Это было бы очень интересно.
В общем, для меня герои оказались очень неоднозначными. Они заставили задуматься, заставили размышлять. А это главное, что должно давать нам кино, заставлять нас думать, давать нам пищу для размышлений. Поэтому очень советую, посмотрите. Я думаю, вы не будете разочарованы.
|