Сериал «Пять шагов по облакам»: ни дня без детектива
Если формировать мнение о жизненных интересах людей по рейтингам телесериалов, то окажется, что в России никто ничем иным не интересуется, кроме остросюжетных историй с детективными атрибутами. Ведь количество детективных проектов на ТВ уже давно превысило все остальные жанры телепродукции. Вот и сериал «Пять шагов по облакам», несмотря на вполне мирное и даже романтическое название, это тоже детектив.
Нет в России безопасного бизнеса
Валерия Крылова, молодая, но успешная женщина, является главным редактором делового журнала. Журнал этот под её руководством процветает, получает различные призы как лучшее издание о бизнесе, пользуется высоким авторитетом у читателей и профессионалов - в общем, со своей работой Валерия Николаевна справляется хорошо. Однако за всем уследить она не успевает и вскоре выясняется, что в результате хитроумного договора о кредите, выданного её изданию банкиром Садовниковым, журнал Крыловой терпит убытки. С помощью крупного бизнесмена Сергея Баширова, владельца конкурирующего с Крыловой издания, она это выясняет, но не успевает получить объяснения у банкира - прямо на глазах у Крыловой и Баширова Садовникова убивают. И это только начало злоключений: мало того, что вскоре подозреваемым в убийстве становится Василий, возлюбленный Мелиссы, писательницы и близкой подруги Валерии Николаевны. Так ещё и сама Крылова и Баширов оказываются в числе подозреваемых в заказе на устранение - у обоих были причины быть недовольными нечистоплотным банкиром. В этой истории явно действует некая третья сила...
«Как же далеки они от народа...»
Можно уже даже не поднимать тему о том, насколько приелись бесконечные телевизионные детективы - в конце концов, определённая логика в позиции продюсеров «детективы дают рейтинги, значит, будем снимать детективы» всё-таки присутствует. Но приходится снова и снова говорить о том, насколько невыразительными выходят российские детективные сериалы, насколько похожими друг на друга. Вот, сериал «Пять шагов по облакам» снова представляет зрителю типажи, появляющиеся в каждом втором телепроекте. Главная героиня - успешная бизнес-леди, умница, красавица, добившаяся всего своим трудом, умом, талантом, попадает в трудную ситуацию, в которой выясняется её потребность в близком человеке, способном всегда помочь. Главный герой - сильный во всех отношениях, немногословный, но очаровательный в своём могуществе крупный бизнесмен, который чувствует в главной героине родственную душу и пытается пробиться через лёд настороженности и закрытости. В общем, ничего нового.
Ничего нового и в самой сюжетной канве - снова зритель видит московскую бизнес-тусовку с её проблемами, казусами, обыденностями и опасностями. Так и хочется сказать создателям сериала, как же далеки они от народа - где же по-настоящему жизненные сюжеты, которые были бы близки основной массе зрителей, которым эти московские бизнес-будни чужды? Хотя, возможно, ставка делалась на то, что народу в провинции страсть как хочется узнать и увидеть, какая же она, эта столичная жизнь и хотя бы в сериалах почувствовать себя её частью. Если так, то ставка не сыграла.
Беда с характерами, беда с режиссёрами
В сериале «Пять шагов по облакам» нет ни одного, ни половины настоящего, запоминающегося и достоверного характера. Следовательно, не слишком интересуешься событиями, которые якобы происходят с персонажами, в чьё существование не веришь. Тем, кто не читал одноимённый роман Татьяны Устиновой, на базе которого и снят сериал, сложно сказать, присутствовали ли тщательно прописанные персонажи в романе. Однако, по отзывам людей, видевших сериал и читавших книгу, от литературной основы на экране осталось в лучшем случае процентов десять.
Но и это ещё не всё. Видимо, где-то на российских просторах существует подпольная лаборатория, где специально обучают режиссёров, как снимать сериалы предельно скучно. Снимать так, чтобы сцены тянулись столь тягостно, словно кто-то медленно кота за хвост тянет. Причём умение это универсально и не зависит от сюжета, от наличия или отсутствия интриги, от уровня приглашённых актёров - в итоге непременно получается скучно. А когда у режиссёра установка на то, чтобы сделать фильм скучным, актёрам в нём делать нечего. Так что, при всём уважении к Ольге Ломоносовой. Александру Лазареву, Илье Любимову, Сергею Юшкевичу и другим замечательным актёрам, они лишь зря потеряли время.
Александр Бабицкий
http://www.nashfilm.ru/modernserials/5567.html